
Пролог
Итак, с чего началось? С того, что на почве занятий спортом и увлечения всякими военно-тактическими играми у меня сформировалось убеждение: неплохо знать как действовать если случилась травма. Однако, шли годы, травмы случались и с друзьями, и со случайными прохожими, и со мной, но всегда дело ограничивалось пустяками или ожиданием скорой, по-серьезному нужда в личных навыках первой помощи не приперла к стенке. Думаю, такой фон типичен для подавляющего большинства обывателей. Но однажды вечером мне написал друг. "Привет! Влад "Спешл" будет проводить курс "Доброволец", есть несколько мест, решай сейчас". Кто такой Спешл я представлял по интервью с ним, увиденному парой лет ранее. По большому счету вопроса идти или нет не стояло, любопытство и рациональные соображения типа "это полезно" и "давно пора, хорош тянуть резину" однозначно перевешивали. К тому же в однообразной рутине намечалось приключение, не без этого. В тот же вечер я мучительно изобрел как увязать две недели занятий по вечерам и достаточно напряженную работу, написал Владу и принялся собирать необходимые для курса расходники по списку.
Первое занятие
Перед первым занятием я специально не смотрел материалы в группе Влада. Это признание вызвало впоследствии шуточную обиду в духе "Да вы офигели, для кого же я стараюсь и снимаю отчеты?!" И все равно никому не советую смотреть. Хватит того что вы прочтете в соглашении об участии в курсе, да и первый день, если верно помню, бесплатный. Не понравится - уйдёте. Но эффект от него крайне важен и чем менее вы будете готовы к этому занятию, тем лучше лично для вас. Почему? Потому что в группе при знакомстве у многих за плечами оказались различные медицинские курсы, тренинги и прочая, прочая. Аптечки на поясах, торчащие из карманов одноразовые перчатки, ножницы на страховочных шнурах, турникеты и прочий антураж внушал. И все это обесценилось едва закончилась теоретическая часть и началась отработка. Потому что стресс. В темноте всерьез, во всю глотку орет раненый, валит едкий дым от шашки, рвутся взрывпакеты и прямо над головами грохочет автомат. Раненых становится больше, каждое неосторожное движение и ошибочное решение наказывается ухудшением ситуации. Группа, сбежавшаяся в тесный кружок над первым пострадавшим уже через пару минут перестает существовать. Остается набор случайных людей, неспособных на осмысленные совместные действия. Людей, которых убивают и никто им помочь не в силах. Этот момент очень важно прочувствовать во всей глубине. Думаю, роскошь пережить такой опыт и не заплатить за него своим здоровьем вообще редкость. Рассматривать ли локальную чрезвычайную ситуацию военного, техногенного, стихийного характера или пресловутый Большой Писец - в любом из этих случаев группа, не знакомая с таким стрессом будет бесполезна. Во-первых к тем, кому не повезет первыми получить травму очень быстро прибавятся те, кто позабудет об осторожности и кинется сломя голову на помощь. Во-вторых помощь эта, вероятнее всего, будет оказана не самым нуждающимся. В третьих помощь будет оказана с нарушениями и недоработками. В четвертых значительная часть группы отморозится или будет имитировать бурную деятельность. По итогу получится в точности по крылатой фразе "Хотели как лучше, а получилось как всегда". И в зависимости от тяжести ситуации этим "как всегда" окажется, например, лишний вывих у пострадавшего, заражение какой-нибудь дрянью человека, забывшего/не знавшего о том что надо надеть перчатки перед тем как трогать чужую окровавленную конечность. Или гибель вместо одного человека нескольких, поспешивших наложить жгут раненому прямо на месте терракта или под обстрелом. С первого занятия пришли два главных вывода: "Что бы ни случилось, люди вокруг всегда окажутся неподготовленными. Навык, предназначенный для стрессовой ситуации, и стрессом не закрепленный, работать не будет."
Последующие занятия.
Со временем группа стала показывать результаты получше чем "без шансов, все погибли". Но и спрос становился строже, реализм ситуаций усугублялся инструктором. От простого к сложному, два-три часа теории, затем отработка. Завтра снова, день за днем. В силу опыта Влада рассматривались сценарии сугубо боевые. Я думаю можно считать их максимально емкими - любое ДТП или бытовой несчастный случай не будут связаны с таким количеством рисков и ограничений. Вскоре в головах группы начинает проясняться порядок нормальных действий в ненормальных условиях длящейся чрезвычайной ситуации. Отсутствие лидера, острейшим образом ощущавшееся в начале, со временем сменяется наличием координации и распределения ролей в группе. Затем инструктор начинает "выбивать" лидеров одного за другим и группа адаптируется уже к ситуации когда каждый должен быть готов и не остаться в стороне если вдруг замолчит командир. Постоянное ухудшение положения из-за проколов заставляет людей волей-неволей мониторить обстановку. Что по флангам, следит ли кто-то? Проверить. Сколько ранено, сколько дееспособных человек?
Перекличка. Отслеживает ли кто-то состояние стабилизированных? Выяснить. Много ли осталось медицинских средств? Пересчитать.
Благодать какая, скажете? Какие чудеса творит инструктор, из грязи в князи, точнее в крутых тактических медиков, да? А как бы не так. Это все в идеале, то к чему надо стремиться как нам дали понять. Группа же и на крайних занятиях прокалывалась в базовых вещах. Человек ленив даже под стрессом. Я помню хоровод мыслей, когда оказываешь помощь пострадавшему и внимание упорно не желает дотянуться до соседнего раненого, ища чем бы более удобным занять паузу после того как ты затянешь бинты, вколешь (условно) набор противошоковых и проверишь дыхание и пульс своего подопечного. Ты все знаешь и понимаешь, не хочешь ни в чем налажать, но с удовольствием обманываешь себя даже не замечая этого. Лишь бы не сделать лишнего усилия. Отсюда еще одно наблюдение общего характера:
Даже в стрессовой обстановке главным препятствием остается свойство выбирать путь наименьшего сопротивления.
Хотя, казалось бы, речь о выживании, тебя касается все происходящее, тебе наглядно это доказали. А мозг будто говорит - "Фигушки, вокруг стреляют, кричат, еще через тела в крови переползать. Того и гляди опять у морды холостым пальнут, надоело. Да и что с тем бедолагой делать вообще хз. Давай лучше еще раз пульс этому парню проверим, ну ее эту обстановку вокруг!" И вправду, давай проверим, а вдруг... Примерно по такому же сценарию на одной из первых отработок ближайший к двери не проверил коридор. И так было чем заняться же. Вскоре оттуда в комнату пришел окончательный конец всем еще живым.
Где бы я еще уяснил критическую важность этого свойства, на каких тренингах - не представляю. Поэтому убежден, главное достоинство курса ШМП - подход к обучению, точнее основной прием, та самая стрессовая практика, уже десяток раз помянутая мной. Все вертится вокруг нее и без нее едва ли заработает как надо.
Для примера. На втором занятии лично я научился накладывать жгут. Качественно. Полчаса теории по этому вопросу, впервые в жизни наложил эсмарха один раз себе на руку, один на ногу, далее пошла теория по другим вещам. "При артериальном на самопомощь 30 секунд, уже через 15 сил едва хватит поднять руку, учитывайте...", "За пару минут раненый с артериальным потеряет...", "Объем кровопотери свыше полутора литров для взрослого..." Потом началась отработка - и этот навык вгрызся в память. Жгут Эсмарха, будучи скользким от крови, хрен затянешь на бедре среднего мужчины. А время идет, жизнь из тела далеко не каплями уходит. Это сейчас инструктор за спиной присмотрится и всего лишь опишет вводную на углубление шока у условного раненого из-за твоих кривых лап и тупых действий. А если так случится по-настоящему?! Стрессовая практика заставляет проникаться этими вещами. Со временем отпечаток перегорает, да и психологические концепции курса, на которые должен опираться человек при оказании помощи другим берут переживания в узду. Но заряд, полученный на отработках дает достаточную инерцию чтобы после курса оставалось и понимание необходимости, и интерес знать и уметь. Это один из инструментов в багаже, которым вас наградит обучение.
Про теорию
Теория за прошедшее время из моей головы порядком выветрилась, остались лишь основные вехи, так что я не стану строить из себя отличника вдаваясь в детали и подглядывая в конспект. Опишу лишь впечатление дилетанта. Инструктор дает информацию, за которую готов ручаться. Нет сомнений что она проверена личным опытом. Там где дается информация, вызывающая доверие инструктора, но не проверенная им лично, обязательно оговаривается это обстоятельство. Объем теории курса велик, десятки часов, но это лишь критически важная база без углубления в механизмы взаимодействия тела человека и поражающих факторов, медикаментов, академические тонкости и прочее. Кондовый минимум поля боя, так сказать.
Однако, Влад охотно отвечает на любые вопросы, база знаний однозначно больше и глубже того уровня, который нужен слушателю курса. Таким образом теоретическая часть со временем превращается в диалог с группой. И в ответ на ваши вопросы наваливаются подробности из его личного опыта. Пожалуй, это основная ценность лекций. На этот костяк уже куда понятней и легче садятся всевозможные книги, посвященные медицине поля боя/катастроф/и т.п. Помимо удержания внимания слушателей, диалог преследует и более важную цель. Опираясь на слова инструктора ее можно коротко охарактеризовать как формирование гибкого подхода. Его отправными точками я считаю два утверждения инструктора.
Единственный критерий истины - личный опыт.
Нет алгоритмов и рецептов на все случаи жизни, как нет и двух одинаковых ситуаций.
Тут есть и хорошая, и плохая сторона. Плохая состоит в том что если курс нужен вам для галочки, то придется составить и заучить свои рецепты и алгоритмы, на свой страх и риск. Или перенять их из других методик, благо руководств хватает. Хорошая состоит в том что если ваш интерес (или нужда) к медицине первой помощи по окончании курса не угаснет, вы освоите тот самый гибкий метод и скорее всего в критической ситуации окажетесь более подготовлены чем в первом случае. Неприятности ведь не тест, а вполне себе живое и нелинейное явление.
Про полевой выход
Пожалуй, это событие стоит рассматривать в некотором отрыве от курса. Главным образом это испытание морально-волевых качеств. Инструктор ставит своей задачей замучить участников до того состояния, когда сил поддерживать привычное поведение у них не останется. Тогда и начнется настоящая работа. Болотистая местность, низкая температура, тяжелые рюкзаки, отсутствие нормального питания, постоянное движение и ошибки, ошибки, ошибки... Медицинская составляющая тут на вторых ролях. В случае нашей группы из-за слабой тактической подготовки, на мой взгляд. Но в целом выяснятся примерно те же вещи, что на первом занятии.
В первую очередь вы группа случайных людей, не знающих чего ждать друг от друга.
Еще одна демонстрация, но более очевидная, на большем временном отрезке и масштабе. Эту ситуацию можно было изучить и распробовать как следует, она проявлялась во всем, начиная с банальной неспособности группы перемещаться по пересеченной местности сколько-нибудь осмысленным порядком и заканчивая более сложными вещами типа принятия решений. Кто-то может сказать что "срабатываться надо, слаживание проводить, притираться, тоже мне открытие". Угу. Много чего надо. Только вот уверен что в 9 из 10 случаев внезапных неприятностей у обывателя рядом не окажется ни единого человека, на которого можно будет положиться в стрессовой ситуации. Включая друзей и родственников. Как в плане подготовки, так и в плане психической устойчивости и взаимопонимания. Так что сработанный коллектив это, конечно, здорово, но куда полезнее самому разбираться в тонкостях поведения людей в напряженной обстановке.
К слову, наиболее абсурдный пример недопонимания произошел глубокой ночью, когда выяснилось что мной позорно потерян групповой медпак. На поиски отправились я и мой друг. Приободрившись от переживаний и описывая ему задачу я ошибся в одном единственном слове, назвав место куда идем "стоянка" вместо "остановка". В итоге медпак был найден, но случайно, задержка вместо 10 минут составила почти 40, да и сам полевой выход оказался под угрозой срыва если бы мы опоздали и заблудились окончательно. Отсюда я вынес очередную пользу: Перепроверка всего и вся должна стать навязчивой идеей, постоянным условным рефлексом.
Имей я такую привычку, даже в состоянии нестояния я бы перепроверил свое снаряжение и не забыл групповое имущество. Хорошо, забыл, отправляюсь на поиск и объясняю товарищу что мы должны сделать. Перепроверил бы, точно ли, до конца ли он меня понял. Это может показаться нелепым, тупым, нездоровым, но утомленный человек и так не особо отличается умом и сообразительностью.
Возвращаясь к параллелям с первым занятием, нужно упомянуть и про лень, выход дал еще больше пищи для размышлений.
Вы будете выбирать самые простые решения несмотря на всю очевидную верность более затратных.
Помните? Тут это явление вновь раскрылось, но уже во всей красе. Когда спустя часов 15 после начала, предельно уставший от нагрузок и постоянного переохлаждения, с условным ранением руки, я решил рывками покинуть красную зону (место непосредственного обстрела), это было первой ошибкой. Не хотелось ползти с нерабочей рукой по ледяной росе и колючему кустарнику. Поднявшись над зеленью я уточню для противника местоположение остальных? Да о чем вы...даже в голову не пришло. Второй ошибкой была потеря самоконтроля. Первый рывок я сделал по уму, резко вскочил, назад в сторону и через пару секунд залег. А вот второй или третий длился чуть не десять. Видимо, я решил что и так прокатит и сам себя убедил что бежал пару секунд. Итог плачевен - легко раненый в начале, я превратился в тяжелого, нагрузившего группу таких же изможденных людей носилками с тушей на 85кг, сбруей в добрых 5 и рюкзаком еще на 20. В еще большем масштабе это проявилось когда небольшая часть группы потеряла связь с остальной, спутавшей направление на головной дозор и ушедшей в сторону от условленного места встречи. Сначала дозор ждал, потом послал пару связных, а по их возвращении с пустыми руками коллективно решил продолжить путь на точку выхода самостоятельно. Это был уже исход суток, рассвет и мы все дружно убедили друг друга что это единственно верное решение. Спустя сорок минут услышав стрельбу в отдалении...дозор прибавил шагу. Не похоже на фильм "Звезда" или другие героические произведения про разведчиков, правда? Ну так не до героизма, все серьезно же, пусть хоть кто-то уцелеет. Кто посмеет нас осуждать? Однако, по прошествии времени начинаешь понимать что решение противоречило главным заветам - мы остались в стороне и бросили своих. И это не подлость умысла. Это подлость простого человеческого свойства - идти по пути наименьшего сопротивления. Я все думаю - на каких еще медицинских курсах можно было получить такой всеобъемлющий урок по этому критически важному для чрезвычайных ситуаций явлению?
Еще один вывод, выстраданный полевым выходом звучит так:
Лучше плохо сделать всем вместе, чем отлично, но порознь.
Нельзя ориентироваться на себя, это отделит вас от группы сначала незаметно, на уровне внутреннего диалога, но потом, когда вы устанете и начнете терять контроль, это обязательно проявится самым красноречивым образом, как минимум бросая вас самих под угрозу, как максимум подставляя под нее и всех остальных. Они же еще не в курсе что вы лучший и мыслите себя отдельно от них. Даже если вы прекрасно подготовлены лично, это не имеет решающего значения. Даже наоборот, ваше стремление продемонстрировать свою "особость" скорее всего пойдет во вред. Личный пример отличных навыков нужен и важен, но он хорош к месту и должен подаваться очень осторожно. Например, группе было лучше коряво, но всем вместе изобразить уход по поляне с места боестолкновения у дороги. Волнами, попеременно прикрывая друг друга, пусть даже не синхронно, пробегая в секторах обстрела своих товарищей. Однако, группа тормозила из-за одного бойца, решившего стать героическим замыкающим, вывозящим за всех. Таким образом с самого начала не удалось наладить темп. Командный маневр не задалася, мы пошли в разнос и завязли на простреливаемой поляне. Появились первые потери. Героические, но неорганизованные попытки спасти раненых лишь увеличивали их число. Был и обратный пример, когда вся группа "на дурака" пересекла дорогу, не разведав фланги, не проверив обочины на мины. Казавшееся мне в тот момент абсурдным и идиотическим, это решение лидера оказалось удачным: все уцелели. Сейчас я понимаю что ночью в лесу проводя все положенные для такого перехода действия мы бы неминуемо ошиблись, потеряли одного или нескольких человек, вновь завязли и, в конце концов, опять условно полегли без остатка. Ставка на удачу была оправдана, выбор был и так между плохими решениями. Главное что тут уже каждому хватило ума прикусить язык на тему споров и сделать всё вместе.
В целом выход был оценен инструктором удовлетворительно, большего от гражданских с редкими вкраплениями имевших военный опыт вряд ли можно было ожидать. Медицинская подготовка, натасканная занятиями в классе проявила себя куда лучше тактической. Думаю, каждый участник провел инвентаризацию своих способностей и недостатков таким образом, который вряд ли доступен ему в повседневной жизни. По сути в группе не было дезертиров, решивших что с них хватит и они просто выходят из этой игры. Тогда это казалось общим достижением. Сейчас мне это кажется скорее недоработкой или неудачей - случись уход кого-то в начале или середине выхода, это послужило бы прививкой всем оставшимся и на рассвете головной дозор подумал бы над своим решением куда лучше. В итоге группа потеряла бы меньше в людях, а люди сделали бы больше.
Итоги
Занятия продолжились и после выхода, однако это были уже "разборы полетов" и дополнения. К этому моменту был освоен самый насущный материал, на котором я не заострял внимание в своем рассказе: в конце концов вы много где можете узнать как бинтовать раны, накладывать жгуты и шины, чем комплектовать аптечку, по каким показаниям определять глубину шокового состояния пострадавших и как в связи с этим их сортировать. И многое другое. Но чего эти знания будут стоить без их отработки? Причем не просто механического повторения под присмотром безразличного инструктора, тупо следующего методичке, а под прессингом, направленным на то чтобы выбить из колеи лично тебя?
Сложно загнать себя в такие условия, в которые направит человек, знающий что такое полный п****ц и не испытывающий к вам ложной жалости.
P.S. Ты пожалеешь. Но тебе понравится.