Врач-хирург со стажем 14 лет работы, отделение сосудистой и рентгенэндоваскулярной хирургии.
"Зачем мне это было надо?
Работая не один год в условиях современного специализированного медицинского Центра, в последнее время начал замечать за собой состояние, очень емко описанное братьями Стругацкими в романе "Понедельник начинается в субботу", и имеющее чёткий симптом - "обрастающие шерстью уши". Вот и у меня "стала расти на ушах шерсть". Оно и понятно: работа уважаемая, место хорошее, жизнь размеренная. Если что не понятно с пациентом (когда это не касаться своей узкой специальности) сделай просто - назначь анализы, исследования, консультации других узких спецов и жди готовых ответов. И польются импортные реактивы в импортные аппараты, и загудят и замигают последние своими импортными кишочками. И представят чудо-приборы на листах принтеров ответы о состоянии органов пациена. И узкие специалисты умно наморщат лобики и выдадут свое бесценное суждение. И останется лишь окончательно принять решение, нуждается ли больной в "высокотехнологичной медицинской помощи" - и вперёд, за ней родимой (помощью)! Здорово! Удобно! Практически все заменила импортная медицинская техника. Ворочаются шестеренки Государственной машины Здравоохранения.
А по телевизору гремели взрывы во Владикавказе, бомбили спящую Южную Осетию, потом началась война, совсем рядом, на Украине! А потом Сирия! А потом ещё что-то затевается в на постсоветском пространстве в Азии. И еще, и еще. (очень у меня драматично получилось, но уж как есть).
И в один момент (когда я увидел убитых людей на Украине) как-то мне нехорошо стало. И пришли мысли, что если эта беда прийдет и сюда, к нам, то хрен кто или что нам поможет. Импортные реактивы закончатся, импортные аппараты выйдут из строя без должного обслуживания, а вся эта "высокотехнологичная медицинская помощь" вообще канет в лета, как совершенно не актуальная среди общих ж...пы и хаоса. То есть в нынешнем качестве высококвалифицированного узкого специалиста я буду не нужен (как и многие другие. Действительно, например, зачем во время БП нужен врач оперирующий только носовую перегородку, когда нужен военно-полевой хирург).
Да и ВУС у меня не предполагает спокойного сидения в тыловом госпитале, ежели что - всего то старлей м/с (и так профессоров будет более чем много).
А по-сему срочно доставались старые руководства по военно-полевой хирургии, докупались новые, читались. Но это ещё пол-беды: у меня есть возможность к коллегам зайти в соседнюю операционную, посмотреть доступы к тому или иному органу, как правильно оперировать и на желудке и на легких. А вот что делать, коли застало тебя вне больницы, еще где-то, на улице, в другом городе. А рядом случается нечто, мимо чего тебе, как человеку и медику просто пройти невозможно. А если пройдешь - тебя наизнанку выворачивает, и приходится возвращаться! Что, как и чем делать на улице, как оказывать первую помощь? Кто-нибудь знает (врачей Скорых вопрос не касается)? И руки помнят как это делается? (я лично не помню, беда).
Тогда -то и были пройдены базовые курсы медицинской помощи в Центре "Партизан" (у Евича и Скорика), позволившие вспомнить знания, которые сухо давались еще в студенческие годы. И, что самое главное, знания были поддержаны опытом инструкторов и закреплены тренировкам. Так что, приобретя полевую форму и берцы, поползав на брюхе и понакладывав бинт со жгутом, стало казаться что я уже что-то да и могу :)
Прекрасно осознавая, что неприменяемые постоянно навыки и информация, имеют свойство стираться из дебрей памяти, решил хотя-бы поддерживать их периодическим посещением подобных курсов.
И вот в конце года я на просторах Интернета наткнулся на курс Штурмовой Медицинской Подготовки (ШМП) Влада Тарасенко - человека, который спас не одну жизнь находясь непосредственно в зоне боевых действий, сочетая в себе навыки и пехотинца и медика.
В армии такая должность представляется пренебрежительным термином "санинструктор" или максимум "фельдшер". Однако тому перечню задач, которые было необходимо решать ему и тем манипуляционным навыкам, которыми он обладает может позавидовать и кадровый офицер-медик (да и боевой офицер я полагаю тоже пожалуй). Решение было принято сразу - надо идти, тем более мне повезло, и курс полной ШМП начинался сразу после январских праздников.
Накупив перевязочных средств и жгутов, приехал в положенный срок в центр "Партизан". Группа (а нас курсантов-романтиков было человек 12) познакомилась с инструктором и началась учёба. Первое же занятие принесло сюрприз, ввиде взрыва (особенно громкого в условиях полуподвального помещения) и "раненого", которому требовалась помощь. В процессе деятельности "по эвакуации раненого под огнём противника и оказании ему медицинской помощи" наши "слаженные и профессиональные действия" привели к тому что количество "раненых" росло, число оказывающих попытки помощи сокращалось, бутафорская кровь лилась ручьем. Затем, для усиления ощущений, вырубился свет, и в качестве апофеоза всего этого прозвучало несколько выстрелов - враг подкрался и "добил всех". Занавес.
Свет включили. Офигевшие, залитые "кровью", с остатками бинтов на конечностях, мы слушали монолог Влада, в котором он доходчиво и емко показал нам, кто мы, что мы умеем и как "грамотно" мы это все делаем. Потыкав нас носом в наше несовершенство, инструктор поведал ЧТО и КАК на самом деле надо было делать. Тогда то и прозвучало главное его заклинание, которое Влад повторял неоднократно, возясь с нами, на протяжении всего курса: ДУМАЙТЕ!!! ДУМАЙТЕ (бл...ть!) ЧТО и ЗАЧЕМ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ!!!
Ну а дальше жизнь понеслась со скоростью курьерского поезда: с утра на работу, поддержание работы официальной медицины, выполнение своих обязанностей, решение домашних семейных вопросов, ну а вечером (будте любезны!) очередная порция теоретических знаний, подкрепляемая личными жизненными примерами инструктора, и прерываемая неожиданным приятными ситуациями: например вышел чайку попить, возвращаешься - а на полу в зале товарищ с "ранениями" обеих ног и руки, ты к нему "помощь оказывать", а он хрипит, и ещё вырывается от тебя (Особенно занимательно было с "ранеными" Петром или Кириллом бороться - как моська на слона нападаешь. Хорошо хоть на теплой работе 100 кг наел, не так быстро отшвыривали в сторону); то сзади сосед по вводной инструктора валится "без признаков самостоятельного дыхания и сердечной деятельности"; то еще что-нибудь не менее примечательное. Особенно запоминается перемена в инструктор, когда он давая теорию практически засыпает (Часовая разница видно сказывается, ну или артист он хороший. Я лично думаю что артист - так-то он дву- а то и трех-жильным оказался), а потом резко, командирским голосом, обозначает какую-нибудь "страшную проблему" на рядом стоящем курсанте, обливает его в нужном месте "красной жидкостью" и приказывает начать "спасение рядового Райена". При этом он успевал и за нашими действиями следить, и вводные "раненому давать" (что-нибудь милое, типа: Судороги! Паника! Задыхается! Слабеет! Остановка дыхания!), и на камеру это заснять, и "кровушки" подлить или ещё какую пакость учинить (гранатку раненому в потную ладошку вложить, например).
Вот так, каждый день, мы, похожие на леопардов из-за пятен "красной жидкости" на руках, лице и других частях тела, ползали по полу стараясь спасти "раненого товарища" (да-да, каждый побывал в этой печальной роли). Что характерно, к каждому новому занятию курсанты притаскивали все новые и новые материалы, в ход шли инъекции и капельницы (естественно условные, не волнуйтесь), шины и прочие шалабушки. А "раненым" легче не становилось :(
Помню свою первую радость, когда после проведения сердечно-легочной реанимации, инструктор с некоторым сомнение в голосе, сообщил что "пациент" возможно выжил. Выжил!
Так день за днем, мы неумолимо приближались к ПОЛЕВОМУ ВЫХОДУ. И дата сия наконец наступила. Даже не знаю, писать ли все что там было подробно (а то следующим будет уже не так трепетно как нам)? Пожалуй все не буду. Скажу лишь, что СРАЗУ стало понятно что полевая медицина не ограничивается бинтами, шприцами, ИППшками, жгутами и навыками их применения. Связь, топография, управление группой, тактика в лесистой местности - все имеет значение!!! Так что не надо себя ограничивать, типа я только медик, а остальное не моя забота (как раз опять попытка к узкому специалисту прийти!). Неполучится! Не знаешь топографии - заблудился, не знаешь навыков пехотинца - подставил под удар товарищей или себя (что приравнивается к "подставил под удар товарищей" в двойном размере, так как им теперь ещё и с тобой возиться) и т.д.
Весь день были вводные инструктора, попытки их осуществления и печальное преодоление собственного незнания и ошибок. Разбор наших действий, и снова вводные. И еще раз по кругу. А потом стемнело, наступила ночь, температура воздуха поползла вниз и начались уже конкретные "трэшь и угар". Вот тут уже действительно ничего описывать не буду, скажу только что я лично очень потом удивился (не, не удивился - офигел!) что мы смогли сделать. Стресс-ситуация сказывается!
Да, маленькое отступление для тех, кто дочитал сей опус до этого момента и еще хочет иди на ШМП: внимательно слушайте инструктора и предварительно посмотрите его материалы в Интернете. Достаточное количество подсказок там уже есть!!! Я к сожалению только сейчас их удосужился посмотреть, и СРАЗУ нашел что мне ОЧЕНЬ нужно было там в ночном лесу, чего я не сделал, а оно (решение) лежало на "блюдечке с голубой каемочкой". И вполне возможно что "трэш и угар" были бы не столь трэшные и угарные. Правда, Влад, скорее всего еще что-нибудь весёлое для нас придумал бы.
Ну а дальше продолжалась ночь, после небольшой передышки, группа двинулась дальше среди заснеженных елей. Время вообще не ощущалось, чувствовались лишь нехватка кислорода для нетренированного организма, охренительно потяжелевшие снаряжение и ММГ, и после каждого минутного отдыха становилось все труднее начинать движение.
Но все когда-нибудь заканчивается. Пришёл рассвет. И группа доползла до стоянки закоченевших машин. И было потом ощущение легкости (от снятого рюкзака), и было усыпляюще тепло машины, и горячий чай, и провал в "сонное царство Морфея".
И удовлетворенность, что я смог и, надеюсь, смогу повторить это в будущем.
Ну а чтобы сделать свое дело хорошо, конкретно обозначились направления на ближайшее время: и физподготовка, и огневая, и тактика, и топография. Да много ещё нужных вещей, которым заранее не придавал значения.
Резюме: я, врач-хирург с 14 летним стажем, даже не допройдя курс на несколько дней, считаю что для меня он сработал на 200%. Что слышал - вспомнил, что не знал - услышал, записал, запомнил, сделал определенные выводы.
Нужен ли курс ШМП современному врачу - ОДНОЗНАЧНО "ДА"!!! Коллеги, друзья, братики - если мы не можем сразу, "здесь и сейчас" оказать помощь раненому, то нахрен мы вообще нужны!?! Разве не стыдно, облаченному в регалии и звания, доктору скрывать свою некомпетентность словами "что у меня более узкая и важная специализация"!?! Уверен, что истекающему кровью раненому глубоко наплевать, кто стоит перед ним, профессор или просто ординатор. Да и вам наличие приставки "к.м.н." или "д.м.н." никак не поможет отогнать от человека Её-"Костлявую", если нет мышечной памяти что надо делать! Не надо зарывать голову в песок! Продолжительность курса и его стоимость просто смешны, по сравнению с той уверенностью в себе, что придет к Вам! (Гарантированно).
Продолжительность курса и его стоимость просто смешны, по сравнению с той уверенностью в себе, что придет к Вам! (Гарантированно! Проверено на себе!) Вы не пожалеете ни об одной минуте, потраченной на свое личное совершенствование!!! Идите, и не сомневайтесь ни разу!!! Вы ничего не потеряете! НИЧЕГО! ТОЛЬКО В "+"!!!
Человек, инструктор, которого Вы увидите, услышите и узнаете, даст Вам много больше, чем маститые ученые. Он живой носитель бесценного опыта (а самый бесценный опыт, это опыт выпестованный кровью!). Цените, что это не Ваша кровь!!!"